«Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством пластилиновой живописи»
углубленная работа воспитателя Яковлевой Т.Н.
Методическое пособие «Пластилиновая живопись»/ Т.Н. Яковлева – М.:ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
1. Проблема развития детского творчества посредством рисования пластилином.
В настоящее время всё более устойчивым и доминантным становится осознание приоритета творчества как слагаемого профессионального успеха и личного благополучия. В современной педагогической науке проблема становления творческой личности является на протяжении длительного времени одной из самых важных. Понятие, структуру и особенности проявления творческой деятельности рассматривают в своих работах философы, педагоги и психологи.
В виду этого сложилось несколько основных направлений в понимании процессов формирования творчества. Одно из них представляет творчество как качество личности, присущее человеку от рождения; из этого следует, что творчеству нельзя научить; оно либо есть, либо нет у человека. Авторы, поддерживающие данное направление предлагают создавать условия для формирования творчества, упражняя детей в «созерцании» окружающей жизни. (А.В. Бакушинский, КН. Вентцель, В. Глоцер, Р. Риччи, Ф. Шмит, А. Эренцвейг и др.). Представители второго направления утверждают: творчество — это самовыражение личности, которое развивается самостоятельно при создании определенных условий для его формирования ( Б. Джефферсон, В. Лоунфельд, Н. Михайловская и др).
Для нашей работы представляют интерес исследования представителей третьего направления, которые подчеркивают, что творчество — процесс взаимодействия человека с окружающей действительностью, творчеству можно научить и следует учить, оно не является врожденным качеством личности и формируется постепенно под воздействием воспитания и обучения. Врожденными могут быть задатки, на их основе при определенных условиях формируются художественно-творческие способности человека, черты творческой личности. (О.В. Дыбина, Т.С. Комарова, В.С. Кузин, Я.А. Пономарев, С.Я. Рубинштейн, Н.П. Сакулина, Б.М. Теплов, Е.А. Флерина, Т.Я. Шпикалова и многие другие педагоги и психологи). Исследователи данного направления подчеркивают, что творчество ребенка не просто результат педагогического воздействия. Дети являются субъектами творчества, активными участниками процесса развития. Поэтому творчество ребенка отличается неповторимостью, искренностью переживаний и ярко выраженной оценкой того или иного явления. Чем раньше ребенок будет вовлечен в творческую деятельность, тем более высоких результатов можно добиться в его общем художественном развитии, особенно если данный процесс будет носить познавательный характер.
В связи с этим, актуальность темы обусловлена важностью проблемы развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилиновой живописи.
Анализ исследований по проблеме позволил нам выявить ряд противоречий:
- несмотря на разнообразие форм организации изобразительной работы дошкольников, в непосредственно-образовательной деятельности «Художественное творчество» чаще всего используются традиционные формы, которые, к сожалению, в наименьшей степени способствуют развитию творческих способностей.
- пластилиновая живопись в дошкольном учреждении является одним из наиболее редко практикующихся видов изобразительной деятельности, так как не является обязательным в программах дошкольного образования.
Старший дошкольный возраст, как отмечается многими психологами (В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев и др.), является сензитивным периодом для становления многих видов деятельности. К ним ребенок побуждается различными потребностями, интересами, склонностями. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.
В связи с этим особое внимание отводится вопросам воспитания у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознания ими чувства прекрасного. Одним из таких средств развития творчества у дошкольников является изобразительное искусство. Педагоги (М.Б. Зацепина, О.Ю. Зырянова, В.И. Колякина Т.С. Комарова, Г.В. Лабунская, А.И. Савенков, И.Н. Турро и др.) считают, что дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа выразительными средствами. Особенно ярко это проявляется в деятельности экспериментирования с художественными материалами, например пластилином.
В процессе работы с пластилином ребёнок учится делать аппликации, картины, украшать изделия, используя различные предметы - нить, вату, ткань, ракушки, песок и многое другое. Дошкольник сам придумывает композицию, героев и даже целую историю, развивая фантазию, мышление.
«В работе с пластилином интегрируются психические, физиологические, двигательные, социальные функции ребенка» - утверждает Сакулина Н.П.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется осуществление замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.
Авторы, исследующие проблему эффективной работы с пластилином и его влияние на творческие способности детей (Н.Б. Халезова, Б.Б. Косминская, Н.П. Саккулина, Т.С. Комарова, А.И. Савенков, О.В. Григорьева и др.), отмечают наличие тесной взаимосвязи между тонкой двигательной координацией и уровнем работоспособности, степенью овладения техническими навыками и успешностью, качеством выполнения работы.
Процесс рисования пластилином в изобразительной деятельности вовлекает в работу движения рук (ладоней, пальцев), зрительное восприятие, а также развивает такие психические процессы, как: внимание, память, мышление, воображение, речь (Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Р.С. Немов и др.).
«Работа с пластилином как всякая сложная деятельность требует напряжения согласования работы ума, глаз и рук» - считает педагог Хализова Н.Е.
Стремление найти пути для развития художественно-творческих способностей у детей, овладение их знаниями и способами техники «пластилиновая живопись» побудили нас рассмотреть данную проблему ещё в 2006 году. Обобщённый опыт был опубликован в авторских статьях и собран в 2010г. в методическое пособие «Пластилиновая живопись»/ Т.Н. Яковлева – М.:ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
Тема «Развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста» представляет для нас интерес и в настоящее время. Работа с детьми старших и подготовительных групп ведётся мной в детском саду № 160 «Дубравушка» углубленно по художественно-эстетическому направлению.
Цель данной работы: формирование и развитие основ художественного творчества ребенка посредством пластилиновой живописи.
Мы считаем, что развитие художественно-творческих способностей у старших дошкольников будет эффективнее, если:
- воспитатель (специалист по изобразительной деятельности) будет владеть методикой проведения пластилиновой живописи различных тем НОД;
- создать условия в детском саду для проведения пластилиновой живописи;
- взаимодействовать с родителями (информировать, привлекать к совместной работе с детьми и т.д.).
Практическая значимость и новизна настоящей работы состоит в разработке системы работы с детьми старшего дошкольного возраста (перспективное планирование НОД «Художественное творчество», конспекты и т.д.) по обучению технике пластилиновой живописи, способствующей развитию у них художественно-творческих способностей. Воспитатели и педагоги смогут воспользоваться данной разработкой в своей преподавательской деятельности.
2. Система работы по развитию художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством использования техники - «пластилиновая живопись».
Мы считаем, что пластилиновая живопись в изобразительном искусстве, обладает большим арсеналом эффективных средств развития творческих способностей и созданием условий для воспитания личности старших дошкольников (эмоционально-эстетическая привлекательность, разнообразие и синтез видов деятельности, материалов; практически значимый результат, имеющий социальную направленность; общение, основанное на доверии и взаимопомощи) и призвано сыграть роль стимулятора творческого воображения и воспитания качеств личности старших дошкольников.
Схема работы
Задачи Мероприятия Резервы 1. Овладеть специалисту по изо.деятельности (воспитателю) методикой проведения занятий по пластилиновой живописи. Педагогическим руководством
- Разработка комплекса конспектов НОД, развлечений по пластилиновой живописи.
- Перспективный план работы.
- Оборудование.
- Компетентность педагога.
- Сетка проведения НОД по пластилиновой живописи.
2. Создать условия для проведения занятий по пластилиновой живописи.
- Обследовать детей с целью выявления у них творческих способностей по пластилиновой живописи.
- Таблицы; раздаточный материал; пособие.
- Оборудование помещения; изо.уголки по пластилиновой живописи.
- Помощь психолога, специалистов, медиков.
- Руководство специалиста по изо.деятельности (воспитателя).
3. Привлечь родителей к процессу (участию) в формировании знаний через игры, упражнения по пластилиновой живописи.
- Беседы, групповые консультации, родительские собрания.
- Организация стендов и выставок, папки-передвижки, альбомы с фото детских работ.
- День открытых дверей.
- Оборудование помещения.
- Помощь администрации.
- Помощь специалистов.
- Атрибутика; инструменты; материалы; тематика занятий;
- Методические рекомендации родителям.
- Информация.
- Игры, занятия (показате-льные), праздники, развлечения.
I. Считая, что одним из важных моментов создания благоприятных условий для развития творчества является наличие необходимого художественного материала и инструментов, технических средств, а также, исходя из принципа - каждый ребёнок должен быть активным субъектом в специально созданной развивающей среде, мы оборудовали и оформили в группе центр по пластилиновой живописи.
Данный центр располагается вблизи естественного источника освещения, площадью 9 – 10 кв/м, с учётом того, чтобы прямые солнечные лучи на него не попадали, иначе пластилин может растаять. В центре имеется специализированная модульная мебель для деятельности по пластилиновой живописи, где есть столы для индивидуальной работы и по группам детей
Мы считаем, что работа педагога состоит не только в обучении детей пластилиновой живописи, но и в оснащении организации этой деятельности правильно подобранным материалом и оборудованием. Поэтому, все материалы (основы, картон, ДВП) и инструменты (стеки, пластилин, дощечки, тряпочки), необходимые для пластилиновой живописи, находятся в доступном для детей месте: открытые полки, а так же папки (в которых: образцы, таблицы, схемы, подсказки; например, с последовательным выполнением пластилиновой работы). Это нужно для того, чтобы дети могли свободно и самостоятельно ими пользовались по мере необходимости.
Центр по пластилиновой живописи оформлен индивидуальными, коллективными работами детей и дополнен нашими творческими работами (воспитателей группы): стенды, картины в рамочках на стене.
В центре размещены (на уровне глаз детей) репродукции картин разных жанров живописи, альбом с иллюстрациями, а так же макеты и наглядные работы взрослых по знакомству детей с полуобъемными изображениями в пластилиновой живописи (барельеф и горельеф).
Еженедельно в центре отражается тема НОД «Художественное творчество» по плану (наглядно), д/и на данную тему и на закрепление предыдущей.
II. После оснащения детей необходимым материалом, мы приступили к разработке и проведению НОД «Художественное творчество» (техника – пластилиновая живопись), побуждающих детей к художественно-творческим проявлениям и фантазированию.
НОД «Художественное творчество» (пластилиновая живопись) проводится с детьми 5-6 лет, продолжительностью 25 - 30 минут, 1 раз в неделю, как вариативная часть образовательной программы.
Чтобы дошкольники легче усвоили технику пластилиновой живописи необходима предварительная работа с детьми, которая предусмотрена программой и состоит в изучении материалов и техник, приемов работы художественно-изобразительными средствами, в том числе и цветным пластилином, и в обучении художественно-эстетическому и образному восприятию предметов и объектов окружающего мира, а также сказочных образов посредством изучения произведений изобразительного искусства и смежных видов деятельности, в частности НОД: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Физическая культура». Пластилиновая живопись может использоваться в этих НОД как элемент (в ходе НОД) и как продолжение, плавно вытекая в самостоятельную непосредственно-образовательную деятельность.
Содержание НОД может варьироваться в зависимости от степени усвоения материала, индивидуальных интересов и потребностей обучаемой группы. Цели и задачи конкретной НОД «Художественное творчество» определяются в соответствии с основным направлением предлагаемой методической разработки по пластилиновой живописи, продолжая и развивая идеи программы ДС «Из детства в отрочество» (автор: Т.Н. Доронова) по разделу: «Развитие эстетического восприятия детей и продуктивные виды деятельности».
Углубленные задачи ОО «Художественное творчество» (пластилиновая живопись) решаются в утверждённой сетке НОД и режимных моментах:
- Развивать детское изобразительное творчество посредством овладения техникой пластилиновой живописи.
- Развивать последовательное, целенаправленное художественное восприятие, «насмотренность» подлинно художественных произведений искусства.
- Способствовать развитию сенсорного восприятия дошкольниками посредством наблюдения, обследования и анализа объектов и явлений природы. Конструктивного строения предметов (объектов), разнообразия цветовых оттенков предметов и состояний при наблюдении и работе с натуры, с репродукцией.
- Формировать и развивать образное мышление при восприятии цветового и конструктивного состояния объектов и явлений природы.
- Развивать устойчивый интерес, эмоционально устойчивые чувства, вкус, оценку и суждения, общечеловеческие эмоционально-нравственные ориентации на проявления эстетического в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера. Подводить детей к пониманию того, что искусство отражает окружающий мир и художник изображает то, что вызвало у него интерес, удивление. Обращать их внимание на то, что произведения искусства окружают нас повсюду: дома, на улице они доставляют людям удовольствие, радость, к ним следует бережно относиться.
- Совершенствовать умение достигать выразительности образа не только через большое сходство в форме, пропорциях, но и передачей характерных поз.
- Совершенствовать различные способы и приемы техники пластилиновой живописи существенными деталями, используя барельеф, различные налепы.
- Совершенствовать речевые навыки в процессе обсуждения изобразительных средств выразительности при создании работы, активизация художественного словаря дошкольников. Умение высказывать доказательные суждения и оценку увиденного, включать познанное - через искусство и ознакомление с окружающим - в собственную эстетическую и художественную деятельность.
Тематика, разработанного нами комплекса НОД «Художественное творчество» (пластилиновая живопись) отражена в трёх направлениях:
- Изучение отдельных предметов и объектов окружающей среды.
- Изучение основ перспективной грамоты (изучая жанры живописи, такие как пейзаж, натюрморт, портрет).
- Создание сказочного мира, сказочных образов (изучая книжную графику).
Данный комплекс НОД ставит перед педагогом в работе с детьми по пластилиновой живописи определённые задачи,
Перспективно-календарное планирование НОД «Художественное творчество» (пластилиновая живопись) представлено в Приложении 2.
В пластилиновой живописи мы выделяем различные формы организации деятельности детей: коллективная (группа детей) и индивидуальная.
Типы НОД по пластилиновой живописи различны:
- выполнение одной темы в одной НОД (работа выполняется на «силуэте» или это миниатюра 10x15 см);
- выполнение одной темы многократно и поэтапно;
- несколько тем в одном НОД;
- несколько НОД разных тем, объединенные в один сюжет (выполнение на трех разных основах - «триптих» или на одной основе (ДВП).
НОД по пластилиновой живописи планируются на основе наблюдения и изучения предметов (объектов) и явлений окружающего мира, поэтому предварительная работа обязательно должна проводиться и по изучению предметов изображения методом обследования – визуального. При этом должны соблюдаться условия обследования: целенаправленность (с целью изображения), эмоциональность (должно оставлять у детей положительные впечатления). Для повышения эмоциональности восприятия необходимо соблюдать принцип наглядности, на основе которого развивается образное представление и мышление. В работе используются и другие методы и приемы: одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности); наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми поделок, использование при этом различных инструментов и материалов); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый: проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение).
Все методы и приёмы - интересны и значимы. Такой метод, как проблемно-мотивационный - стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход НОД. Например, в НОД воспитатель предлагает детям стать волшебниками и «оживить» русскую деревню.
Эвристический метод – способствует развитию находчивости и активности детей.
Практический метод «отвечает» за самостоятельное выполнение детьми поделок, использование ими различных инструментов и материалов, а так же способов выполнения по пластилиновой живописи.
Общая структура НОД «Художественное творчество» (пластилиновая живопись):
- Беседа-введение в тему НОД.
- Активная деятельность детей на основе календарно-перспективного плана комплекса НОД.
- Заключительная часть - выставка, анализ результатов деятельности каждого ребёнка.
Содержание НОД может варьироваться в зависимости от степени усвоения материала, индивидуальных интересов и потребностей обучаемой группы. Методический учебный материал выстроен с учетом возрастных особенностей, постановки и решения простых и доступных изобразительных задач к сложным.
Наш опыт показывает, что наиболее оптимальным является проведение практических занятий по обучению детей пластилиновой живописи трёх видов (заданий):
I вид - учебные задания индивидуального плана, направленные на ознакомление детей с техникой и материалом.
II вид - индивидуальные творческие задания, направленные на формирование и развитие образного мышления, воображения, творческих способностей в изо.творчестве.
Эти задания предусматривают постепенное продвижение тематики НОД к освоению детьми художественного понятия «образ».
III вид - коллективные тематические задания, направленные на укрепление контактов между детьми и повышение интереса, уровня и качества творческого продукта.
В непосредственно-образовательной деятельности «Художественное творчество» (пластилиновая живопись) мы используем следующие способы рисования (лепки) цветным пластилином:
1 способ: смешивание небольших пластилиновых кусочков (2-3 цвета) между собой путем скатывания в шарик и накладывание их на основу (картон или ДВП) двумя способами:
- отрывая от разноцветного шарика маленькие кусочки, накладывая и размазывая их разными пальцами;
- сплющивая шар между ладонями в диск, накладывая и размазывая
- придавая форму рисованному объекту по контору, силуэту
2 способ: раскатывая тонкие жгутики пластилина (2-3 цвета) и скручивая их между собой в виде спиральки, затем сплющивая получившийся разноцветный столбик, накладывая на основу (картон или ДВП), надавливать и размазывать разными пальцами в одном или разных направлениях.
3 способ: накладывать на основу (картон или ДВП) разноцветные маленькие кусочки пластилина в виде налепов (рядом или друг на друга), надавливать и размазывать их разными пальцами в одном или разных направлениях.
Во время НОД по пластилиновой живописи мы используем следующие оздоровительные приёмы:
Старшие группы Подготовительные группы
- движения палочками (можно использовать стеки, лопаточки) разной длины, толщины, формы. Палочками (стеками) можно делать упражнения кистями рук (вверх-вниз, вправо-влево, выполнение упражнений в парах, в горизонтальной и вертикальной опоре, с разным углом наклона).
- использование массажных мячиков в парах (ладонями, стопами, спинами).
- пальчиковая роспись (писать буквы поочередно меняя пальцы).
- психогимнастика; физминутки.
- пальчиковая, фаланговая, кистевая живопись.
- чтение сказок, рассказов, разучивание загадок, пословиц, примет, поговорок и т.д., проговаривание их с движениями.
- выполнение поделок из различных материалов.
- упражнения на дыхание. Воздушные шарики (упражнения с приданием формы).
- подвижные народные игры.
- массажные колечки для пальчиков.
- перебирание крупных бус, четок пальцами рук.
- рассматривание стереоскопических картинок.
- звуковая гимнастика; музыка эмоций - «Фея осени» и др.
- кинезиотоника (озвучение движений).
- лечение травами: заваривание и питье, определение на запах; ароматерапия.
- реабилитоника – музыка восстановления.
К предыдущим приемам добавляются следующие:
- игры на дыхание «Шарик» и др. - дыхательная медитация.
- слушание голосов природы (пение птиц, шум дождя и ветра, шелест листьев, раскаты грома и т.д.).
- ароматерапия, цветотерапия.
- игры типа «Позы и характеры».
- цветные эмоции (передать цветом свои ощущения).
- динамическая живопись (рисовать в темпе музыки).
- динамическая живопись (рисовать в темпе музыки).
- Игры: «Голосовое общение» (с закрытым ртом), «Слушаем тишину», «Изображай-ки».
- музыкальные скороговорки.
- музыкотерапия.
- оздоровительные паузы.
Предполагаемый результат системы работы НОД «Художественное творчество» (пластилиновая живопись):
- Дети приобретут практические умения по работе с различными изобразительными материалами;
- У детей появится интерес к самостоятельному творению;
- Развивается художественный вкус, они научатся видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления. Эмоциональное отношение через свое творчество;
- Приобретут навыки и умения, стремясь овладеть нетрадиционным способом рисования.
Итогом НОД могут служить выставки детского творчества в детском саду, проводимые 1 раз в квартал и в группе - тематические выставки (см. Приложение 3).
III. Для развития художественно-творческих способностей детей посредством пластилиновой живописи необходима помощь родительской общественности. Для этого, мы организовали тесное взаимодействие с родителями воспитанников по решению данной проблемы (см. Приложение 4). Нами был разработан примерный перспективный план работы с родителями на учебный год, в котором отражены следующие мероприятия:
- Родительские собрания - 2 раза в год.
- Консультации для родителей - ежемесячно.
- Открытые НОД в дни открытых дверей.
- Дни открытых дверей по годовому плану.
- Школа для родителей «Развитие художественного творчества» -1 раз в месяц.
- Совместные акции делового сотрудничества, обмен опытом, обучение родителей технологии пластилиновой живописи, подготовка выставки, изготовление панно, картин вместе с детьми.
- Беседы индивидуальные.
- Круглый стол «Занятия в домашних условиях с ребёнком».
- Семинары-практикумы: «Пластилиновая живопись в детском саду», «Оформление изо. уголков по пластилиновой живописи», «Пластилиновая живопись в театральной деятельности».
- Кружок «Капельки творчества». Совместное изготовление поделок для игровой деятельности используя пластилин и бросовый материал, изготовление картин, эксперименты.
- Семейный клуб «Творческая гостиная».
Информационные листы, стенды, реклама.
- Статьи и реклама в газете «Отцы и дети».
- Реклама отдельных видов деятельности в д/с: а) Альбом «Как мы живем в д/с».
б) Картотека с подбором тематической литературы.
в) Видеотека (материал, используемый в НОД). - Педагогические листы для родителей. Знакомство родителей с жизнью дошкольного учреждения «Дубравушка».
- Выставки совместного творчества детей и родителей, тематические выставки:
- Выставка работ детей.
- Фотовыставки «Ждем в гости», «Осенняя пора», «Здравствуй зимушка-зима», «Красавица весна», «Лето! Лето!».
- Участие в выставках различного уровня: Всероссийского, областного, городского, на уровне АНО ДО «Планета детства «Лада» и ДС № 160 «Дубравушка» г. Тольятти.
Индивидуальные формы работы с родителями.
- НОД «Художественное творчество» (пластилиновая живопись) с участием родителей. Приглашение в изостудию для показа НОД,
- Знакомство с техникой пластилиновой живописи.
- Посещение детей на дому, посылание писем, поздравлений детей, временно не посещавших д/с.
- Беседы, консультации «Уголок творчества дома», «Что подарить на праздник, День рождение».
- Продумывание эскизов оформления выставок, помещений групп в д/с.
- Обмен опытом, пожелания родителям (Альбом).
- Анкетирование и др.
На начальном этапе взаимодействия с родителями мы столкнулись с тем, что многие из них не понимали, какое значение имеет в дошкольном возрасте развитие художественно – творческих способностей, способствующее полноценному развитию личности и основы творческого роста в дальнейшем. Мы разъяснили, на каком этапе своего развития в изобразительной деятельности (пластилиновая живопись) находились их дети в начале нашей работы, чем могут помочь родители и какие условия следует создать дома. После проведения цикла специально организованной НОД с детьми, мы представили родителям результаты нашей работы – «шедевры» их детей. Вместе с родителями организовали проведение выставок творческих работ.
Количественные и качественные показатели, отражающие уровень развития творчества у детей 2 групп старшего дошкольного возраста (старшей и подготовительной) по 12 человек на май 2012 гг. в процессе изо. деятельности констатировали положительную динамику:
Уровни Старшая группа № 61 Подготовительная группа № 51 Высокий уровень 6 детей (50%) 7 детей (58%) Средний уровень 6 детей (50%) 5 детей (42%) Низкий уровень 0% 0%
Сравнительные результаты развития художественно-творческих способностей у детей подготовительной к школе группы № 51 на начало и конец 2011-2012 учебного года
Проведя диагностическое обследование детей подготовительной группы № 51 по развитию у них интегративных качеств, в соответствии с реализацией Федеральных государственных требований в мае 2012г. было отмечено: интегративное качество, наиболее хорошо сформированное у детей: любознательный, активный и эмоционально отзывчивый (95%).
Анализ диагностического обследования свидетельствует, что наша работа по развитию художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста результативна:
- Дети приобрели практические умения по работе с различными изобразительными материалами;
- У детей появился интерес к самостоятельному творению;
- Развивается художественный вкус, они учатся видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления. Эмоциональное отношение через свое творчество;
- Приобрели навыки и умения, стремясь овладеть нетрадиционным способом рисования.
Работу по данному направлению – обучение детей пластилиновой живописи следует продолжать, так как не все дети овладели данной техникой в совершенстве, некоторые ребята имеют «пробелы» в различении оттенков цветовой гаммы, в детализации образа, в использовании средств выразительности.
Подводя итоги нашей работы, направленной на развитие художественно – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством обучения пластилиновой живописи, можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы:
- Дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, стали раскрепощены, инициативны, научились более свободно выражать свои мысли.
- Дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало уверенности даже самым зажатым детям.
- Дошкольники использовали элементы декора в своих работах, как в непосредственно-образовательной деятельности, так и в свободной деятельности; старались придать образу выразительность при помощи формы, цвета, композиции,
- Работы стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию, выполнены через призму своего индивидуального видения;
- Дошкольники привыкли к терминам и понятиям, научились понимать их смысл.
Поначалу дети затруднялись в выборе нужного изобразительного материала, иногда неудачно комбинировали техники, образы получались недостаточно выразительными, иногда чересчур декоративными.
На основе проведённой нами работы можно сделать вывод, что залогом успешного развития художественно-творческих способностей детей являются:
- Систематическая комплексная работа с использованием новых нетрадиционных методик обучения изо. деятельности, в частности – пластилиновой живописи; общения и взаимодействия с ребенком.
- Создание условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира, возможности самовыражения.
- Взаимодействие и сотрудничество педагогов, воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.
- Творческий рост педагогов, воспитание собственной «креативности».
Таким образом, рисование пластилином – как один из видов живописи способствует творческому развитию ребёнка и разнообразию художественных выразительных методов.
Литература
- Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/Л.С. Выготский. - Москва: «Просвещение», 1991. - 168 с.
- Галанов, А.С. Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству/А.С.Галанов, С.Н. Корнилова, С.Л.Куликова. – Москва: творческий центр «Сфера», 1999. - 198 с.
- Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности/ Г.Г. Григорьева. – Москва: издательский центр «Академия», 2000.- 214 с.
- Дрезнина, М.Г. Каждый ребенок художник: Обучение дошкольников рисованию/ М.Г. Дрезнина. – Москва: «Ювента», 2002. -200 с.: ил.
- Климова, Е.П. Художественно эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия/ Е.П. Климова. – Волгоград: "Учитель", 2007. – 77 с.
- Казакова, Р.Г. Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ Под ред. Р.Г. Казаковой. – Москва: ТЦ Сфера, 2004. – 128 с.
- Козакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество/Т.Г. Козакова. - Москва, «Просвещение» 1985.-260 с.
- Козакова, Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольника/ Т.Г. Козакова. – Москва: «Просвещение», 1985.-280 с.
- Комарова, Т.С. Зырянова О.Ю. Преемственность в формировании художественного творчества детей/ Т.С. Комарова, О.Ю. Зырянова. – Москва: педагогическое общество России, 2002.-240 с.
- Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду/ Т.С. Комарова. – Москва: «Педагогика», 1990.- 286 с.
- Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду/ Н.П. Сакулина, Т.С.Комарова. – Москва: «Просвещение», 1982.- 176 с.
- Сахарова, О.М. Сказки и краски: 14 сказочных историй для развития речи и творческих способностей/ О.М. Сахарова. – Санкт – Петербург: Изд. Дом «Литера», 2006. – 32 с.
- Тюфанова, И.В. Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников/ И.В. Тюфанова. – Санкт – Петербург: «Детство – Пресс», 2004. - 80 с.
- Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (программа, конспекты)/ Г.С. Швайко. – Москва: гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.- 158 с.