Главная » 2014 » Февраль » 23 » Самостоятельная деятельность детей и ее организ�
16:30
 

Самостоятельная деятельность детей и ее организ�

Детский сад: теория и практика
№ 10/2012
"Самостоятельная деятельность детей и ее организация
в дошкольном учреждении"

Самостоятельность — важнейшая характеристика личности и одновременно условие ее развития. «…субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется, — отмечал С.Л. Рубинштейн; — он в них созидается и определяется». Иными словами, полноценное развитие ребенка осуществляется в результате его самопроявления и самоутверждения в деятельности, через активность, самостоятельные пробы и ошибки, а успешность ребенка в разных видах деятельности и общении во многом зависит от способности действовать самостоятельно.
Развитие самостоятельности — одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста. Задача эта не новая. Феномен детской самостоятельности обстоятельно изучался отечественной и мировой психолого-педагогической наукой. В программно-методических материалах разных лет, в том числе и современных, рассматриваются условия организации и поддержки детской активности и самостоятельности в дошкольных учреждениях. Однако на практике организация самостоятельной деятельности детей вызывает у педагогов дошкольного образования серьезные затруднения. Далеко не всегда дети имеют возможность проявить свою активность и самостоятельность, реализовать право на свободу выбора деятельности. Самостоятельность дошкольника нередко не получает должной педагогической поддержки, а его самостоятельная деятельность протекает без внимания со стороны взрослых. Между тем самостоятельная деятельность детей, возможно, как никакая другая, требует грамотного педагогического сопровождения. Задача воспитателя — создать эффективные условия для возникновения и развертывания полноценной самостоятельной деятельности детей в группе с учетом их индивидуальных особенностей, потребностей и интересов. Данная задача приобретает особое значение в связи с введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, так как новые нормативные документы ориентируют педагогов дошкольного образования на решение программных образовательных задач не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и самостоятельной деятельности дошкольников.
Очередной номер журнала посвящен самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста, вопросам ее организации и поддержки в детском саду. Рассматриваются подходы к пониманию самостоятельности ребенка-дошкольника, возрастные и индивидуальные особенности возникновения и развития самостоятельной деятельности детей. Выделяются основные показатели самостоятельности ребенка, характеризуются уровни ее развития в дошкольный период, даются рекомендации по диагностике самостоятельности как интегративной характеристики развития ребенка дошкольного возраста.
Большое внимание уделяется организации и педагогической поддержке самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста: игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, в том числе в разновозрастной группе. Описывается опыт организации самостоятельной деятельности детей в немецких детских садах, где задача развития самостоятельности ребенка-дошкольника является одной из ключевых, а большая часть времени отводится на свободную деятельность детей, возникающую и развивающуюся по их собственному замыслу.

Светлана Максимова,
главный редактор

Содержание журнала "Детский сад: теория и практика" № 10/2012
"Самостоятельная деятельность детей и ее организация
в дошкольном учреждении"

5 К читателям

Полякова М.Н.
6 Диагностика самостоятельности как интегративной характеристики
развития ребенка дошкольного возраста

Рыбак Е.В.
18 Самостоятельность как вектор коммуникативного и творческого
развития дошкольника

Алиева Т.И., Шафран Н.М., Стасюк А.М.
28 Коммуникативная практика в группах детей четырех-пяти
и пяти-шести лет в условиях образовательного учреждения

Соловьева Ю.А.
38 Организация самодеятельной игры детей в условиях дошкольного
образовательного учреждения

Харчевникова А.Н.
48 Самостоятельная сюжетно-ролевая игра детей четырех-пяти лет:
особенности организации

Цветкова О.Г., Мамедова О.А., Сергеева О.В.
56 В подвижные игры играем сами

Ривина Е.К., Гутникова М.А., Гутников Р.А.
62 Самостоятельная художественно-эстетическая деятельность детей
в условиях дошкольного образовательного учреждения

Лыкова И.А.
72 Детское конструирование: взаимосвязь целенаправленного обучения
и самостоятельного творчества

Родина Н.М., Чехонина О.И.
90 Педагогическая поддержка самостоятельной
познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

Удова О.В., Левченко Т.А.
98 Организация самостоятельной деятельности детей в разновозрастной
группе детского сада

Корепанова И.А.
104 Варианты организации самостоятельной деятельности детей
в немецком детском саду

ЖУРНАЛ "ДЕТСКИЙ САД: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" № 10/2012

© Эдисьон Пресс, 2010-2013

Просмотров: 2039 | Добавил: mortion | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Мини-чат

Для добавления необходима авторизация